В книге А. Крылова и Ю. Вяткина «Практическая психология для
страховых агентов» дается следующий психологический портрет
страхового агента.
Во-первых, он торговец. Его задача состоит в том, чтобы найти
потенциального клиента и убедить его в том, что ему следует
купить страховые услуги именно сейчас, именно у данной страховой
компании и именно на предлагаемых условиях.
Во-вторых, он просветитель. Никакие статьи в прессе или
телевизионные передачи не заменят живого общения с человеком в
формировании так необходимой сейчас нашему обществу страховой
культуры.
В-третьих, он экономист. Он должен на месте в считанные минуты
просчитать степень риска и выгодность сделки для компании и для
клиента, оценить его платежеспособность. Он должен говорить на
одном языке с финансовыми директорами и главными бухгалтерами
предприятий и организаций.
В-четвертых, он своего рода криминалист. Он обязан «нюхом чуять»
хитрого клиента, собирающегося надуть страховую компанию. В США
многие компании нанимают частных детективов или имеют
собственные детективные службы для выяснения «подноготной»
клиента.
В-пятых, он менеджер. Его работа настолько разнообразна по
содержанию, разбросана во времени и пространстве, что без четкой
организации собственной деятельности, без искусства «руководить
собой» с ней очень трудно справиться.
В-шестых, что для нас самое главное, он - практический психолог.
Его ремесло — находить контакт с людьми, говорить с каждым
человеком на его языке, уметь убеждать. Иначе не преодолеть всех
психологических барьеров, перечисленных выше. Какие же качества
необходимы, чтобы успешно справляться с такой работой? Прежде
всего, к ним относятся энергичность, высокая подвижность.
В страховом деле успех зачастую приходит далеко не сразу,
серьезные достижения чередуются с полосами неудач. С этим
бизнесом хорошо справляются те, кого неудачи не обезоруживают,
не ввергают в растерянность и апатию, а, наоборот, мобилизуют.
Страховому агенту нередко свойствен некоторый авантюризм,
поскольку его заработок зависит от его энергии, умения и
удачливости.
Очевидно, что страховому агенту необходима общительность. Но не
простая, а та, которую психологи называют социальной смелостью,
т.е. способность первым вступить в контакт с незнакомым
человеком. Страховой агент должен быть компетентным в общении:
уметь понять, услышать своего партнера по общению, донести до
него свои мысли.
Это довольно редко встречающееся качество, и за него иногда
ошибочно принимают простую болтливость, которая мешает работе.
Перечисленные качества в человеческом характере обычно бывают
связаны с высокой степенью внутренней свободы, стремлением к
независимости. Большинство хороших страховых агентов — типичные
«кошки, гуляющие сами по себе».
Надо сказать, что это делает их людьми, плохо управляемыми, и,
по признанию многих руководителей страховых компаний, с которыми
нам приходилось беседовать, руководить страховыми агентами —
очень нелегкое дело. Вместе с тем по складу личности и по образу
деятельности страховой агент очень близок к бизнесмену. Ра-бота
страхового агента может послужить хорошим тренировочным
полигоном для тех, кто желает испытать себя на готовность к
самостоятельной предпринимательской деятельности.
|