Статьей 14 Закона о страховом деле определено, что субъекты
страхового дела, в целях координации деятельности, представления
и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы,
ассоциации и иные объединения.
Поскольку указанные формы объединения страховщиков -
некоммерческие организации, то законодатель не требует
лицензирования деятельности союзов или ассоциаций страховщиков.
Порядок образования и деятельности объединений субъектов
страхового дела в форме союзов или ассоциаций определен нормами
гражданского законодательства, регулирующими деятельность
некоммерческих организаций, а именно ст. 50 ГК РФ и Федеральным
законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" *(95). Кроме того, следует отметить, что порядок
создания объединений субъектов страхового дела носит
разрешительный характер, так как в соответствии с Приказом МАП
РФ от 29 апреля 1994 г. N 50 союзы, ассоциации и иные
объединения страховщиков в обязательном порядке должны получить
согласие Федеральной антимонопольной службы РФ для
государственной регистрации объединений страховщиков в
Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Процедура
получения данного согласия установлена Положением о порядке
рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП России и его
территориальных управлений на государственную регистрацию
объединений страховщиков, утвержденного названным выше Приказом
МАП РФ.
В частности, учредители объединения страховщиков для получения
согласия на регистрацию обязаны представить в Федеральную
антимонопольную службу РФ или его территориальное управление
следующие документы:
- ходатайство о даче согласия на регистрацию объединения
страховщиков;
- копии учредительного договора и протокола учредительного
собрания;
- копия устава объединения;
- копии лицензий участников объединения на осуществление
страховой деятельности;
- сведения о страховых суммах, страховых взносах (страховых
премиях) и страховых выплатах за прошедший финансовый год
каждого участника объединения по отдельным видам страхования.
"После получения согласия Федеральной антимонопольной службы РФ
на регистрацию объединения страховщиков, необходимо также
направить определенный перечень документов в ФССН для внесения в
реестр объединений субъектов страхового дела. Ранее данный
перечень документов был определен Приказом Минфина РФ от 28
января 2003 г. N 9н "О порядке внесения объединений страховщиков
в единый Государственный реестр страховщиков и объединений
страховщиков", который с 30.01.2006 г. не действует и отменен
Приказом Минфина от 30.01.2006 г. N 13н. Но, так как требование
о внесении сведений об объединении субъектов страхового дела в
реестр страховщиков прямо предусмотрено п. 2 ст. 14 Закона о
страховом деле, то помимо представления копий свидетельств о
государственной регистрации объединений страховщиков и их
учредительных документов, на наш взгляд, следует также
представлять заявление о внесении в единый Государственный
реестр страховщиков и объединений страховщиков, как это было
предусмотрено ранее Приказом Минфина от 28.01.2003 г. N 9н.
В настоящее время в Российской Федерации создано и действует
порядка 73 объединений субъектов страхового дела, которые
внесены в Государственный реестр страховщиков.
Предпосылками, побуждающими субъектов страхового дела к
объединению, являются объективные и субъективные причины.
В общих чертах их достаточно обоснованно в свое время указывал
К.Г. Воблый, полагая, что таковыми могут быть следующие причины:
- обострение конкуренции;
- понижение прибыли;
- рост капиталов, вкладываемых в страховые предприятия;
- возникновение и расширение государственного контроля;
- законодательное регулирование страхования;
- необходимость усовершенствования технической базы и т.д.
Существует еще одна причина - необходимость объединения
страховщиков по виду страхуемых объектов.
По законам рыночной экономики конкуренция является одним из
существенных факторов, побуждающих субъектов предпринимательской
деятельности к экономическому развитию. Соответственно, в данных
условиях объективно находятся и субъекты страхового дела. Это
обстоятельство, в свою очередь, влечет за собой необходимость
добросовестной конкуренции, обмена профессиональным опытом и
прочих форм экономического и профессионального взаимодействия.
Причем интеграции как внутрироссийской - региональной, так и
международной страховой деятельности.
Что касается интеграции - объединения страховщиков внутри
государства, в настоящее время существующие в России объединения
страховщиков в большей степени интегрированы по региональному
признаку.
Подтверждением тому является то, что из 73 объединений
страховщиков, внесенных в реестр страховщиков, большую часть
составляют региональные объединения, например следующие:
- Ассоциация страховщиков Вологодской области;
- Тульская ассоциация медицинских страховых организаций (ТАМСО);
- Ассоциация страховщиков Тверской области;
- Ассоциация страховщиков Башкортостана;
- Сибирская ассоциация медицинских страховых организаций;
- Ассоциация страховщиков Вологодской области;
- Вятская ассоциация страховщиков;
- Всероссийская ассоциация страховщиков и т.д.
В России активная интеграция страховщиков в союзы и ассоциации
началось сравнительно недавно - в конце 90-хгг. прошлого
столетия. Обусловлена данная тенденция тем, что коммерческий
рынок страховых услуг в современной России является относительно
молодым.
Исторически объединение страховщиков по профессиональному
признаку возникло в Европе в середине XIX в., и при этом, по
утверждению В.К. Райхера, имело следующие цели: изучение
вопросов страховой убыточности, выработка типовых условий
страхования, представительство в области ликвидации убытков и
т.д. Наиболее характерными представителями этого типа
объединений являются соответствующие ассоциации морских
страховщиков (комитеты, институты и т.п.) в Англии, Франции,
Бельгии, Германии, Италии, Испании и т.д.
В частности, в 1874 г. был основан Международный союз морского
страхования, объединявший страховые компании стран Европы, в
который входили также страховые компании России. Принимая во
внимание суждения В.К. Райхера, можно сделать вывод, что ранее
объединения страховщиков преимущественно интегрировались по
профессиональному признаку, основу которого составляли интересы,
связанные с обеспечением безопасности караванных путей,
мореплавания и т.п.
В 1934 г. был создан Международный союз авиационных
страховщиков, объединявший компании, которые страховали в
основном воздушные суда, авиационные грузы, экипажи, пассажиров,
а также гражданскую ответственность авиаперевозчиков. Целью
создания подобного рода ассоциаций послужила необходимость
выработать единую международную систему авиационного страхования
и установить контакты между страховыми компаниями.
По одному из видов страхования, а именно по обязательному
страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных
средств, создание профессионального объединения страховщиков
является обязательным, так как данное требование прямо
предусмотрено законодателем. В частности, в соответствии с
Законом об ОСАГО страхованием гражданской ответственности
владельцев транспортных средств вправе заниматься только
страховщики, являющиеся участниками профессионального
объединения страховщиков, в частности Российского союза
автостраховщиков (РСА).
РСА является некоммерческой организацией, представляющей собой
единое общероссийское профессиональное объединение, основанное
на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в
целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил
профессиональной деятельности при осуществлении обязательного
страхования. Этот союз создан с согласия ФССН, чего не требуется
для добровольного объединения страховщиков. РСА является
открытым для вступления новых членов, имеющих лицензию на
обязательное страхование гражданской ответственности владельцев
транспортных средств.
Деятельность РСА развивается в следующих направлениях:
- обеспечение взаимодействия своих членов при осуществлении ими
обязательного страхования;
- разработка обязательных для профессионального объединения и
его членов правил профессиональной деятельности и контроле за их
соблюдением;
- представительство и защита в органах государственной власти,
органах местного самоуправления, иных органах и организациях
интересов, связанных с осуществлением членами профессионального
объединения обязательного страхования;
- осуществление компенсационных выплат потерпевшим в
соответствии с учредительными документами профессионального
объединения и требованиями Закона об ОСАГО, а также реализация
прав требования, предусмотренных ст. 20 этого Закона;
- осуществление иных функций, предусмотренных учредительными
документами РСА, в соответствии с его целями и задачами.
Для реализации указанных целей и задач законодатель наделил РСА
определенными правами, в соответствии с которыми союз вправе:
- формировать и использовать информационные ресурсы, содержащие
сведения об обязательном страховании, в том числе сведения о
договорах обязательного страхования и страховых случаях,
персональные данные о страхователях и потерпевших, с
обеспечением установленных законодательством РФ требований о
защите информации ограниченного доступа;
- осуществлять защиту в суде интересов членов профессионального
объединения, связанных с осуществлением ими профессионального
страхования, а также иные права, предусмотренные Законом об
ОСАГО.
Принимая во внимание сказанное, правовой режим объединений
страховщиков можно охарактеризовать следующими признаками:
- порядок и принцип объединения страховщиков определен
законодателем;
- страховщики могут объединяться и совместно решать
профессиональные задачи только путем создания юридического лица
(союза или ассоциации);
- образование объединений страховщиков носит
разрешительно-уведомительный характер;
- объединение страховщиков должно основываться только на
некоммерческой основе;
- цель объединения - координация совместных действий для защиты
профессиональных интересов страховщиков - участников
объединения;
- принципы объединения - профессиональный, территориальный
(внутригосударственный и международный), по видам страховых
услуг и т.п.;
- в процессе осуществления своей деятельности объединение
страховщиков наделяется определенными обязанностями и правами,
которые определяются законом и учредительными документами
объединения.
|