Главная | Карта сайта
Страхование
Организация страхового дела и правовое регулирование страховой деятельности, содержание, классификация и элементы страхования, страхование в системе международных экономических отношений, страховые организации и менеджмент в страховании, методология актуарных расчетов страховых тарифов, социальная сущность страхования, страхование в туризме, участники страховых отношений.
Разное
история страхования
классификация страхования
страховая организация
реклама
кондитерская Славишна
свадебный торт
(кондитерская Славишна - кондитерские изделия на свадьбу на заказ)
страхование в туризме

Страхование ответственности судовладельцев

Страхование ответственности судовладельцев представляет собой разновидность страхования, предусматривающую создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов и иных лиц, связанных с эксплуатацией водного транспорта, на случаи возникновения их обязательств по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам.

Оно появилось в первой половине XIX века в Великобритании, когда суды стали возлагать на судовладельцев обязательства оплатить убытки, причиненные ими третьим лицам. Одна из характерных черт данного страхования состоит в том, что оно во многом базируется на нормах права, регулирующих ответственность судовладельцев за вред, причиненный третьим лицам, и страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности судовладельцев, вынуждены учитывать в своей деятельности требования международных правил судоходства, международных конвенций и законодательства государств, в порты которых заходит застрахованное судно. В систему такого законодательства входят нормы национального и международного права.

Правовое регулирование отношений, возникающих из торгового мореплавания, в России осуществляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30 апреля 1999 г. Судовладелец несет ответственность за возмещение убытков, причиненных при эксплуатации судна другим судам и иным третьим лицам, в связи со столкновением судов, осуществлением их буксировки, загрязнением нефтью с судов, перевозкой опасных и вредных веществ и в других случаях. При этом под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Перевозчик при осуществлении морских перевозок несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа, а также за случаи смерти или причинения вреда здоровью пассажиров. К международным правовым нормам, регулирующим ответственность судовладельцев и перевозчиков, относится целый ряд международных конвенций, и в частности Брюссельская и Афинская конвенции, правила Висби, Гамбургские правила. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагские правила» и вступившая в силу 2 июня 1924 г., правила Висби, вступившие в силу 6 декабря 1978 г., и Гамбургские правила, вступившие в силу 1 ноября 1992 г., регламентируют случаи ответственности морских перевозчиков перед грузовладельцами. В соответствии с ними ответственность перевозчика перед грузовладельцами основывается на принципе его вины, которая заранее предполагается и должна опровергаться самим перевозчиком. В соответствии с Афинской конвенцией 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа, разработанной и принятой под эгидой Международной морской организации (ИМО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный в результате смерти пассажира, нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения его багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен такой вред, произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика, а также его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.

Основные особенности договоров страхования ответственности судовладельцев состоят в следующем:

1) наличие договора страхования как одной из форм финансового обеспечения ответственности судовладельца за ущерб, причиненный третьим лицам, предусматривается законодательством многих государств в качестве обязательного условия, дающего возможность судну находиться в их территориальных водах или заходить в их порты;

2) для осуществления данного страхования страховщики должны располагать во всех основных портах мира широкой сетью представителей, способных оперативно принять участие в рассмотрении всех дел, связанных с заключенными договорами;

3) условия договоров страхования нередко предусматривают обязанность страховщика или, по крайней мере, возможность предоставления им финансовых гарантий, позволяющих освободить застрахованное судно, арестованное в связи с наличием подпадающих под условия договора страхования финансовых претензий к судовладельцу.

Поэтому страховщики, осуществляющие данное страхование, должны обладать международной репутацией и известностью для того, чтобы их страховой полис был принят в качестве такой финансовой гарантии. Основными страховщиками в страховании ответственности судовладельцев являются созданные самими судовладельцами клубы взаимного страхования. В настоящее время в мире существует около 70 таких клубов. При этом примерно полтора десятка ведущих из них, на которые приходится около 90% рынка данного страхования, образуют международную группу «Пи энд Ай» клубов.

Отечественные судовладельцы до 1990-х годов заключали договоры страхования ответственности в страховом обществе «Ингосстрах », который начал заниматься таким страхованием с 1972 г. «Ингосстрах», в свою очередь, перестраховывал ответственность в одном из самых крупных клубов взаимного страхования — английском «Ю. К. мьючуал». В настоящее время «Ингосстрах» сотрудничает и с некоторыми другими клубами взаимного страхования. Кроме того, договоры страхования заключают и другие российские страховщики, имеющие возможность их перестраховывать на зарубежных страховых рынках.

Условия страхования ответственности судовладельцев у всех страховщиков практически унифицированы. Рассмотрим их положения. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в порядке установленном законодательством РФ, других государств или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принятых на страхование судов. В соответствии с условиями договора страховщики оплачивают расходы и убытки, понесенные страхователем в связи с причинением ущерба третьим лицам, нанесенного при эксплуатации судов и подлежащего возмещению в соответствии с нормами законодательства. При этом в качестве страхователей могут выступать как собственники судов, так и другие лица, несущие гражданско-правовую ответственность за возможный вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации судов.

Договоры страхования заключаются на основании письменного заявления страхователя, в котором должны содержаться следующие сведения:

а) наименование, адрес страхователя, номера его банковских счетов;

б) данные о заявляемых на страхование судах (их наименование, тип, год и место постройки, флаг, класс регистра, наличие сертификата, дата последнего освидетельствования, тоннаж, число двигателей, перечень оборудования на судах, техническое состояние, дата последнего ремонта, число внеплановых ремонтов);

в) данные об уровне подготовки экипажа судов;

г) район плавания, характер и интенсивность эксплуатации, характеристика перевозимых грузов;

д) перечень заявляемых на страхование страховых рисков;

е) статистика убытков по заявляемым на страхование страховым рискам за последние 5 лет;

ж) срок страхования;

з) лимиты страховой ответственности, размеры и вид франшизы. Размеры тарифных ставок в этом страховании зависят от набора страховых рисков; размеров франшизы; типов заявляемых на страхование судов, их тоннажа, регистрационного класса, возраста; районов плавания; характера перевозимых грузов; опыта работы страхователя в области мореплавания и других факторов. Кроме того, страховщики принимают во внимание сумму заявленных страхователю в предыдущие годы претензий со стороны третьих лиц.

Годовая величина страховой премии определяется обычно путем умножения тарифной ставки, устанавливаемой в денежных единицах, на брутто-регистровый тоннаж всех судов, заявляемых на страхование страхователем. Рассчитанная страховая премия уплачивается, как правило, в рассрочку (в 3-4 взноса в течение года).

В случае вывода в период действия договора страхования какого-либо судна из эксплуатации на срок более 30 суток подряд страхователю при определенных условиях возвращают до 95% уплаченных за этот период за данное судно страховых взносов. Договоры страхования могут заключаться на случай наступления около 30 различных событий, связанных с эксплуатацией судов. Рассмотрим основные из них.

Отметим, что Кодекс торгового мореплавания РФ предусматривает, что судовладелец обязан страховать:

1) заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

2) жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Кроме того, собственник судна должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение (гарантию банка или иной кредитной организации) для покрытия ответственности:

а) за ущерб от загрязнения нефтью с судов, если на судне перевозится наливом в качестве груза более 2000 т нефти;

б) за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Страхование имущественных интересов членов экипажа обычно осуществляется в рамках страхования на случай нанесения вреда лицам, находящимся на принятом на страхование судне, в результате несчастных случаев, аварий и других событий связных с его эксплуатацией, а так же с неумелым обращением с грузом.

При этом к физическим лицам за несение вреда которым несёт ответственность страховщик по такому страхованию, могут относится: пассажиры принятого на страхование судна; члены команды; лоцманы; лица, занятые обработкой грузов, и другие лица, находящиеся на данном судне.

По условиям такого страхования возмещаются:

а) убытки, которые страхователь обязан возместить третьим лицам в связи с телесными повреждениями, заболеваниями или смертью лиц, находящихся на принятом на страхование судне, происшедшими в процессе эксплуатации судна;

б) расходы по лечению, погребению, репатриации и другие расходы, связанные с телесными повреждениями, заболеванием или смертью лиц, находящихся на принятом на страхование судне;

в) расходы и убытки, связанные с необходимостью отклонения судна от пути следования для оказания пострадавшим медицинской помощи, доставки их к месту назначения или возвращения в порт отправки;

г) убытки, понесенные лицами, находящимися на принятом на страхование судне, в связи с повреждением или утратой их личных вещей, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством (за исключением наличных денег, ценных бумаг и драгоценностей);

д) дополнительно (если условиями страхования предусмотрено возмещение расходов по спасанию жизни) страховщиком компенсируются суммы, которые судовладелец в соответствии с законодательством обязан выплатить третьим лицам вследствие того, что они участвовали в спасании жизни лиц с застрахованного судна.

В частности, при страховании расходов на репатриацию членов экипажа судна страховым случаем является необходимость репатриации членов экипажа судна, вызванная следующими причинами:

1) кораблекрушением;

2) заболеванием или травмой, требующими лечения вне судна.

При этом расходы на репатриацию включают:

а) плату за проезд члена экипажа воздушным транспортом к месту репатриации, каковым (по желанию члена экипажа судна) может быть государство, в котором он проживает, порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа;

б) плату за провоз 30 кг багажа члена экипажа судна до места репатриации;

в) плату за питание и проживание члена экипажа с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации;

г) плату за лечение члена экипажа судна (если это необходимо) до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;

д) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации (если это предусмотрено коллективным договором).

При страховании ответственности за ущерб, связанный с загрязнением нефтью с судов, а также с перевозкой опасных и вредных веществ, возмещению подлежат суммы, которые страхователь обязан выплатить в возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, в качестве которых могут выступать гражданин, юридическое лицо или государство, а также расходы, которые страхователь в таких случаях обязан нести в соответствии с национальным законодательством и международными конвенциями и соглашениями.

В качестве документа, удостоверяющего наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью с судов, а также в связи с перевозкой опасных и вредных веществ, выступает в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности, которое выдается каждому судну, имеющему страховое или иное финансовое обеспечение.

Данное свидетельство должно находиться на борту судна, а его копия должна быть сдана на хранение в орган регистрации судна. При этом судну, обязанному иметь соответствующее страхование или иное финансовое обеспечение ответственности, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет такого свидетельства.

Договоры страхования (или иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна) должны быть заключены на сумму, равную пределу ответственности собственника судна в соответствии с законодательством. Подлежащим возмещению страховщиками ущербом является:

1) при страховании ответственности за ущерб от загрязнения нефтью с судов — ущерб окружающей среде, включая упущенную третьими лицами выгоду в результате причинения такого ущерба (например, связанную с уменьшением вылова рыбы) и расходы на разумные восстановительные меры (например, на сбор нефти с поверхности воды или суши, очистку пострадавшей фауны и т.п.); другие убытки, причиненные вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна; расходы на разумные меры, принятые после инцидента по загрязнению нефтью с застрахованного судна, связанные с предотвращением или уменьшением ущерба от такого загрязнения, и причиненный такими мерами последующий ущерб;

2) при страховании ответственности за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ — вред, связанный со смертью или повреждением здоровья любого лица, находящегося как на судне, так и вне его, причиной которых явились опасные и вредные вещества, перевозящиеся на подлежащем страхованию судне; ущерб, вызванный утратой или повреждением имущества, находящегося вне судна, подлежащего страхованию, в результате воздействия опасных и вредных веществ, перевозящихся на таком судне; ущерб от загрязнения окружающей среды, причиненный опасными и вредными веществами, включая упущенную третьими лицами выгоду в результате причинения такого ущерба и расходы на разумные восстановительные меры; расходы на разумные меры, принятые после происшедшего с застрахованным судном инцидента, связанного с перевозкой им опасных и вредных веществ, по предотвращению или уменьшению ущерба, и причиненный такими мерами последующий ущерб. Иск о возмещении ущерба может быть предъявлен непосредственно к страховщику или лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб.

При страховании на случай утраты или повреждения грузов страховая защита распространяется на грузы, находящиеся на борту застрахованного судна, грузы, погружаемые на его борт или разгружаемые с него, а также на готовящиеся к погрузке или разгрузке.

При этом возмещению подлежат:

а) убытки, которые страхователь должен возместить владельцам груза в связи с его утратой или повреждением, происшедшими в результате упущений судовладельца или лиц, за которых он несет ответственность, при погрузке, размещении, укладке, перевозке, выгрузке или сдаче груза, а также из-за немореходности застрахованного судна, возникшей после начала морского предприятия;

б) дополнительные расходы, понесенные страхователем и вызванные необходимостью осуществить разгрузку или удаление поврежденного груза; неполучением или невостребованием груза грузовладельцем в порту разгрузки или ином месте его доставки.

Данные расходы возмещаются в том случае, если судовладелец не в состоянии получить их возмещения на основании регрессной претензии к третьим лицам, и рассчитываются в размере разницы между величиной понесенных на вышеуказанные цели затрат и выручкой, полученной от реализации груза или остатков от него;

в) убытки, которые подлежат возмещению судовладельцем в соответствии с условиями договоров, заключенных судовладельцем с владельцами плавучих кранов, лихтеров и другого оборудования, используемого в процессе погрузки и выгрузки груза. Не возмещаются при проведении данного страхования убытки и расходы страхователя, понесенные вследствие:

1) выгрузки груза в порту или месте, отличном от указанного в договоре перевозки;

2) выдачи груза лицу, не предъявившему необходимых документов;

3) выдачи груза лицу, не являющемуся получателем груза в соответствии с перевозочным документом;

4) выдачи перевозочного документа, содержащего заведомо неправильные сведения;

5) неприбытия принятого на страхование судна в порт погрузки, прибытия его с опозданием или невозможности погрузки каких-либо грузов на данное судно;

6) перевозки монет, драгоценных или редких металлов и камней, печатных форм.

При страховании на случай столкновения судна с другими судами или нанесения повреждений без непосредственного контакта с ними, но явившихся результатом небрежности в судовождении (например, волной в результате превышения разрешенной скорости, неправильным маневрированием, огнем, исходящим из принятого на страхование судна, и т.д.), возмещению подлежат следующие убытки и расходы страхователя, вызванные такими событиями:

а) суммы, которые страхователь обязан оплатить владельцам других судов за убытки, нанесенные судам и находящемуся на них имуществу;

б) суммы, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам в связи с повреждением или гибелью иного имущества, чем суда и имущество на них (например, портовые сооружения, причалы и т.д.);

в) суммы, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам в связи с повреждением или гибелью груза или другого имущества, находящегося на принятом на страхование судне, а также в связи с расходами, понесенными владельцами этого груза или имущества по его спасанию и уплате взносов по общей аварии;

г) суммы, которые страхователь обязан оплатить потерпевшим в связи со смертью, травмой и заболеванием физических лиц;

д) затраты, понесенные страхователем в связи с его обязанностью поднять затонувшее судно, удалить или уничтожить остатки затонувшего в результате столкновения имущества, установить световые или иные знаки для обозначения таких остатков или возместить затраты по их удалению.

При страховании на случай повреждения или уничтожения объектов, не являющихся судном, возмещению подлежат убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие нанесения ущерба судном имуществу третьих лиц расположенному на суше или воде (например, причалам, шлюзам, мостам, кранам, буровым установкам, докам, средствам навигационной безопасности, портовым сооружениям, строениям на берегу и т.д.).

При страховании на случай затопления судна или имущества, перевозившегося на нем, возмещению подлежат расходы, понесенные страхователем в связи с подъемом, удалением, уничтожением, освещением или обозначением затонувшего имущества, если принятие таких мер или возмещение страховым законодательством. Так, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам, собственник затонувшего судна обязан по требованию капитана порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. Кроме того, возмещаются убытки, связанные с ответственностью страхователя, возникающей вследствие действий, предпринятых по подъему судна или другого имущества, непроизвольного перемещения затонувшего имущества либо вследствие непринятия страхователем мер по удалению, уничтожению, освещению или обозначению такого имущества.

В частности, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ, если собственник затонувшего имущества обязан поднять, удалить или уничтожить его, но он не сделал этого, то подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества производится портовыми властями за счет собственника такого имущества. При этом к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег. Страховое возмещение выплачивается в размере разницы, если таковая образуется, между величиной расходов, понесенных в таких целях страхователем, и стоимостью спасенного имущества.

Страховое возмещение не выплачивается, если страхователь без письменного согласия страховщика передаст свой имущественный интерес на затонувшее имущество другому лицу до наступления страхового случая или до того, как будут предприняты меры по подъему, удалению, уничтожению, освещению или обозначению такого имущества.
сущность страхования
правовое регулирование
методология расчетов
страхование в МЭО
участники страхования
Формы взаимодействия участников страхования:
элементы страхования
Copyright 2011-2013 © Страхование