Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» туризм подразделяется на внутренний,
выездной и въездной. В настоящее время российский туризм
развивается с преимущественной ориентацией на выезд.
Значительное большинство действующих в России туристских фирм
предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу.
Этот процесс можно проследить по данным Госкомстата России и
Всемирной туристской организации (ВТО), которые дают
представление о развитии выездного туризма не только в данный
момент, но и в перспективе. Экспертами ВТО не учитываются в
статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги,
беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульских
и дипломатических служб. Наиболее распространенными группировочными признаками являются цель поездки, постоянное
место жительства, пункт назначения и продолжительность
пребывания в чужой стране, виды используемого транспорта и
средств размещения, а также пол, возраст, образовательный
уровень и степень экономической активности туристов.
В 2000 г. выездной поток увеличился по сравнению с 1999 г. на
1320 тыс. человек и достиг 9819 тыс. человек. Из таблицы также
видно, что это число больше, чем в предыдущие годы. Поездки с
целью туризма возросли до 4252 тыс. человек, что превышает
уровень 1999 г. на 1672 тыс. человек. Итак, в 1993, 1998 и 1999
гг. первое место занимал Китай; с 1994 по 1997 г. включительно
чаще всего с целью туризма российские граждане посещали Турцию,
а в 2000 г. лидирующее положение достается Польше. Четыре года,
с 1997 по 2000 г., 5-е место по выезду россиян занимает
Испания. На долю первых пяти стран — Польши, Китая, Турции,
Финляндии, Испании - приходится 68,6% общего потока выезда
российских граждан за границу с целью туризма. Количество
служебных поездок россиян в первом полугодии 2001 г. увеличилось
на 232,2 тыс. (33,9%) по сравнению с таким же периодом 2000 г.,
с целью туризма — на 1,6%, с частной — на 12,2 и с целью
обслуживания транспорта - на 18,6%.Основными странами, из
которых иностранные граждане приезжают в Россию с целью туризма
в 2000 г., были (тыс. человек): Польша — 742 Финляндия — 386,
Германия - 179, Китай - 172, США— 84, Италия — 66 Латвия — 54,
Великобритания - 52, Литва - 48, Франция — 46.
С 1996 по 2000 г. рейтинг этих стран особо не изменился. Первую
его строчку все 5 лет занимает Польша, вторую — Финляндия, 3-ю и
4-ю — соответственно Китай и Германия. С небольшой разницей по
числу прибытий, в 7 тыс. человек, в 2000 г. Германия опережает
Китай и занимает 3-е место. По сравнению с 1999-м в 2000 г. на
26% увеличился поток туристов из США, на 22% — из Финляндии, на
22,6% снизился поток из Литвы. На долю первых четырех стран —
Польши, Финляндии, Турции и Китая — приходится 66,7% въездного
потока. Наиболее значимой по объему въезда является Польша
(33,5% общего потока). В первом полугодии 2001 г. Россию
посетили 3183,3 тыс. иностранных граждан — на 156,9 тыс. (4,7%)
меньше, чем в первом полугодии 2000 г. Количество поездок с
целью туризма стало меньше на 17,6%, а по частным приглашениям
сократилось на 15,7%.
Согласно данным Департамента туризма, в прошлом году в Россию
въехало около 7 млн зарубежных гостей, которые в общей сложности
израсходовали в нашей стране около 400 млн долларов США. Оценки
эти, по-видимому, сильно занижены: в среднем получается, что
один турист израсходовал всего около 60 долларов США за поездку.
Однако даже если ориентироваться на них, то при увеличении
потока туристов до 15 млн человек в год можно будет рассчитывать
на ежегодный прирост доходов от въездного туризма до 800 млн
долларов США и более.
А если к этому прибавить средства, которые могут быть получены
от внутреннего туризма, то ежегодный прирост бюджета
отечественной туротрасли может составить более 2 млрд долларов
США. Но даже если их и даст въездной и внутренний туризм в
ближайшее время, это, как минимум, в 10 раз меньше, чем нужно
для удовлетворения материальных потребностей отечественной
туристской отрасли. Внутренний российский туристский рынок В
настоящее время десятки российских гостиниц остро нуждаются в
финансовых поступлениях, чтобы приобрести привлекательный вид не
только для иностранного, но и российского туриста, который
предъявляет все больше требований к качеству обслуживания.
Состояние материально- технической базы гостиниц представлено в
табл. 6.7, составленной специалистами группы «ЭКСПАНС». Как
видно из таблицы, общее количество гостиниц туристского класса в
указанных регионах составляет 2,5 тыс. При этом средний
коэффициент износа гостиничной базы — 69,4%. Учитывая его, можно
полагать, что в более или менее удовлетворительном состоянии
находятся только 765 гостиниц, остальные нуждаются в
реконструкции и ремонте.
Далее: лишь 22% (168 гостиниц) соответствуют мировым стандартам
- могут претендовать на размещение иностранных туристов. При
среднем количестве в одной гостинице 250-300 номеров пригодный
для нормального размещения туристов гостиничный фонд может быть
оценен в 42-50 тыс. номеров по всей России. В то же время, по
оценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс.
номеров туристского класса. Всего же общероссийская потребность
оценивается в 500—600 тыс. номеров (около 2 тыс. построек).
Если учесть, что возведение современной пятиэтажной гостиницы
обходится в среднем в 5—10 млн долларов США, то требуемый объем
инвестиций составляет от 10 до 20 млрд долларов США. Тем не
менее вложение столь значительных средств может быть
привлекательным: срок окупаемости инвестиций в гостиничный
сектор при увеличении туристского потока (как зарубежного, так и
российского) всего лишь вдвое составит 5—10 лет. В мировой
инвестиционной практике это вполне приемлемый период. В середине
мая 2001 г. в Минэкономразвития России рассматривался проект
концепции развития внутреннего (въездного) туризма. Разработчики
отметили, что, по их мнению, гостиничный сектор — основа
въездного туризма — начнет расти, если государство будет
ежегодно вкладывать в него хотя бы 120 млн руб. Однако, по
данным Правительства Москвы, сумма инвестиций в гостиницы только
столицы оценивается в 5 млрд долларов США.
Впрочем, как утверждают специалисты, несовпадение реальных
потребностей гостиничного хозяйства страны и инвестиционных
возможностей государства — не столь большая беда, как кажется
поначалу. Гораздо важнее, что государство стало обращать на
эту сферу экономики внимание. Значит, процесс все же сдвинется с
мертвой точки. В каких же направлениях предполагается развивать
внутренний туризм? В первую очередь предполагается развивать те
туристские зоны, которые, с одной стороны, обладают высоким
потенциалом и привлекательностью, с другой — не имеют ресурсной
базы, позволяющей оказывать туристам услуги мирового уровня. К
примеру, согласно классификации, предложенной Минэкономразвития
России, на относительно высоком уровне в настоящее время
находится гостиничный сектор Москвы и Санкт-Петербурга. Однако в
северной столице только около2 тыс. номеров могут быть отнесены
к туристскому классу, а требуется, как уже упоминалось, еще
минимум 30 тыс. В Москве ситуация несколько лучше, но также
далека от идеала. К условно высокому уровню относятся
Калининград и Кавказские Минеральные Воды, к среднему — Золотое
кольцо, Карелия и Поволжье. Что касается состояния гостиничного
фонда остальных территорий России, то вполне возможно, что
вкладывать средства в реконструкцию таких гостиниц
нецелесообразно и лучше использовать деньги на строительство
новых отелей, пансионатов, домов отдыха, соответствующих мировым
стандартам. Какие же гостиницы нам необходимы?
Как считают эксперты, приоритетным направлением в ближайшее
время будет строительство малых гостиниц класса «три звезды».
Большую надежду специалисты возлагают на частный сектор, который
уже сумел себя проявить на Черноморском побережье Кавказа. Но
там активность вкладывающих средства в строительство недорогих
частных гостиниц обусловлена сверхвысоким спросом со стороны
массового туриста. Значит, привлекать гостей на первых порах
должны государственные или коммерческие гостиницы, а заниматься
их возведением - либо федеральные департаменты с привлечением
госсредств, либо представители крупного и среднего бизнеса,
желающие перспективно вложить деньги.
Последнее, пожалуй, наиболее эффективно, тем более что
государственная концепция обещает таким инвесторам существенные
налоговые льготы. Усредненный показатель туристского потенциала
России составляет 5,8%. Этот весьма высокий показатель убеждает
в том, что более половины ландшафтно-географических и
климатических ресурсов страны (при такой-то территории!) могут
быть использованы для развития самых различных туристских
направлений (с учетом потребностей туристов).
Для сравнения: оцененный специалистами туристский
потенциал любимой россиянами Турции составляет 38,4%, Греции -
35, Италии — 49, Франции, Испании и Германии — чуть более 50%
(естественно, показатели отдельных районов и областей могут быть
значительно выше).Наиболее привлекательной для массового
иностранного и российского туриста в ближайшие 3—5 лет при
прочих равных условиях, по-прежнему останется южная курортная
область, инвестиции в которую оцениваются в объеме не менее 2,5
млрд долларов США.
Высоким потенциалом, требующим инвестиций, характеризуются
Центральная, Северная и Поволжская территории, которые за счет
комплекса своих особенностей способны привлечь значительные
туристские потоки.
|