Главная | Карта сайта
Страхование
Организация страхового дела и правовое регулирование страховой деятельности, содержание, классификация и элементы страхования, страхование в системе международных экономических отношений, страховые организации и менеджмент в страховании, методология актуарных расчетов страховых тарифов, социальная сущность страхования, страхование в туризме, участники страховых отношений.
Реклама
история страхования
классификация страхования
страховая организация
страхование в туризме

Выездной, въездной, внутренний и международный туризм

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм подразделяется на внутренний, выездной и въездной. В настоящее время российский туризм развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Значительное большинство действующих в России туристских фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу.

Этот процесс можно проследить по данным Госкомстата России и Всемирной туристской организации (ВТО), которые дают представление о развитии выездного туризма не только в данный момент, но и в перспективе. Экспертами ВТО не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульских и дипломатических служб. Наиболее распространенными группировочными признаками являются цель поездки, постоянное место жительства, пункт назначения и продолжительность пребывания в чужой стране, виды используемого транспорта и средств размещения, а также пол, возраст, образовательный уровень и степень экономической активности туристов.

В 2000 г. выездной поток увеличился по сравнению с 1999 г. на 1320 тыс. человек и достиг 9819 тыс. человек. Из таблицы также видно, что это число больше, чем в предыдущие годы. Поездки с целью туризма возросли до 4252 тыс. человек, что превышает уровень 1999 г. на 1672 тыс. человек. Итак, в 1993, 1998 и 1999 гг. первое место занимал Китай; с 1994 по 1997 г. включительно чаще всего с целью туризма российские граждане посещали Турцию, а в 2000 г. лидирующее положение достается Польше. Четыре года, с 1997 по 2000 г., 5-е место по выезду россиян занимает Испания. На долю первых пяти стран — Польши, Китая, Турции, Финляндии, Испании - приходится 68,6% общего потока выезда российских граждан за границу с целью туризма. Количество служебных поездок россиян в первом полугодии 2001 г. увеличилось на 232,2 тыс. (33,9%) по сравнению с таким же периодом 2000 г., с целью туризма — на 1,6%, с частной — на 12,2 и с целью обслуживания транспорта - на 18,6%.Основными странами, из которых иностранные граждане приезжают в Россию с целью туризма в 2000 г., были (тыс. человек): Польша — 742 Финляндия — 386, Германия - 179, Китай - 172, США— 84, Италия — 66 Латвия — 54, Великобритания - 52, Литва - 48, Франция — 46.

С 1996 по 2000 г. рейтинг этих стран особо не изменился. Первую его строчку все 5 лет занимает Польша, вторую — Финляндия, 3-ю и 4-ю — соответственно Китай и Германия. С небольшой разницей по числу прибытий, в 7 тыс. человек, в 2000 г. Германия опережает Китай и занимает 3-е место. По сравнению с 1999-м в 2000 г. на 26% увеличился поток туристов из США, на 22% — из Финляндии, на 22,6% снизился поток из Литвы. На долю первых четырех стран — Польши, Финляндии, Турции и Китая — приходится 66,7% въездного потока. Наиболее значимой по объему въезда является Польша (33,5% общего потока). В первом полугодии 2001 г. Россию посетили 3183,3 тыс. иностранных граждан — на 156,9 тыс. (4,7%) меньше, чем в первом полугодии 2000 г. Количество поездок с целью туризма стало меньше на 17,6%, а по частным приглашениям сократилось на 15,7%.

Согласно данным Департамента туризма, в прошлом году в Россию въехало около 7 млн зарубежных гостей, которые в общей сложности израсходовали в нашей стране около 400 млн долларов США. Оценки эти, по-видимому, сильно занижены: в среднем получается, что один турист израсходовал всего около 60 долларов США за поездку. Однако даже если ориентироваться на них, то при увеличении потока туристов до 15 млн человек в год можно будет рассчитывать на ежегодный прирост доходов от въездного туризма до 800 млн долларов США и более.

А если к этому прибавить средства, которые могут быть получены от внутреннего туризма, то ежегодный прирост бюджета отечественной туротрасли может составить более 2 млрд долларов США. Но даже если их и даст въездной и внутренний туризм в ближайшее время, это, как минимум, в 10 раз меньше, чем нужно для удовлетворения материальных потребностей отечественной туристской отрасли. Внутренний российский туристский рынок В настоящее время десятки российских гостиниц остро нуждаются в финансовых поступлениях, чтобы приобрести привлекательный вид не только для иностранного, но и российского туриста, который предъявляет все больше требований к качеству обслуживания. Состояние материально- технической базы гостиниц представлено в табл. 6.7, составленной специалистами группы «ЭКСПАНС». Как видно из таблицы, общее количество гостиниц туристского класса в указанных регионах составляет 2,5 тыс. При этом средний коэффициент износа гостиничной базы — 69,4%. Учитывая его, можно полагать, что в более или менее удовлетворительном состоянии находятся только 765 гостиниц, остальные нуждаются в реконструкции и ремонте.

Далее: лишь 22% (168 гостиниц) соответствуют мировым стандартам - могут претендовать на размещение иностранных туристов. При среднем количестве в одной гостинице 250-300 номеров пригодный для нормального размещения туристов гостиничный фонд может быть оценен в 42-50 тыс. номеров по всей России. В то же время, по оценкам экспертов, только Санкт-Петербургу необходимы 30 тыс. номеров туристского класса. Всего же общероссийская потребность оценивается в 500—600 тыс. номеров (около 2 тыс. построек).

Если учесть, что возведение современной пятиэтажной гостиницы обходится в среднем в 5—10 млн долларов США, то требуемый объем инвестиций составляет от 10 до 20 млрд долларов США. Тем не менее вложение столь значительных средств может быть привлекательным: срок окупаемости инвестиций в гостиничный сектор при увеличении туристского потока (как зарубежного, так и российского) всего лишь вдвое составит 5—10 лет. В мировой инвестиционной практике это вполне приемлемый период. В середине мая 2001 г. в Минэкономразвития России рассматривался проект концепции развития внутреннего (въездного) туризма. Разработчики отметили, что, по их мнению, гостиничный сектор — основа въездного туризма — начнет расти, если государство будет ежегодно вкладывать в него хотя бы 120 млн руб. Однако, по данным Правительства Москвы, сумма инвестиций в гостиницы только столицы оценивается в 5 млрд долларов США.

Впрочем, как утверждают специалисты, несовпадение реальных потребностей гостиничного хозяйства страны и инвестиционных возможностей государства — не столь большая беда, как кажется поначалу. Гораздо важнее, что государство стало обращать на эту сферу экономики внимание. Значит, процесс все же сдвинется с мертвой точки. В каких же направлениях предполагается развивать внутренний туризм? В первую очередь предполагается развивать те туристские зоны, которые, с одной стороны, обладают высоким потенциалом и привлекательностью, с другой — не имеют ресурсной базы, позволяющей оказывать туристам услуги мирового уровня. К примеру, согласно классификации, предложенной Минэкономразвития России, на относительно высоком уровне в настоящее время находится гостиничный сектор Москвы и Санкт-Петербурга. Однако в северной столице только около2 тыс. номеров могут быть отнесены к туристскому классу, а требуется, как уже упоминалось, еще минимум 30 тыс. В Москве ситуация несколько лучше, но также далека от идеала. К условно высокому уровню относятся Калининград и Кавказские Минеральные Воды, к среднему — Золотое кольцо, Карелия и Поволжье. Что касается состояния гостиничного фонда остальных территорий России, то вполне возможно, что вкладывать средства в реконструкцию таких гостиниц нецелесообразно и лучше использовать деньги на строительство новых отелей, пансионатов, домов отдыха, соответствующих мировым стандартам. Какие же гостиницы нам необходимы?

Как считают эксперты, приоритетным направлением в ближайшее время будет строительство малых гостиниц класса «три звезды». Большую надежду специалисты возлагают на частный сектор, который уже сумел себя проявить на Черноморском побережье Кавказа. Но там активность вкладывающих средства в строительство недорогих частных гостиниц обусловлена сверхвысоким спросом со стороны массового туриста. Значит, привлекать гостей на первых порах должны государственные или коммерческие гостиницы, а заниматься их возведением - либо федеральные департаменты с привлечением госсредств, либо представители крупного и среднего бизнеса, желающие перспективно вложить деньги.

Последнее, пожалуй, наиболее эффективно, тем более что государственная концепция обещает таким инвесторам существенные налоговые льготы. Усредненный показатель туристского потенциала России составляет 5,8%. Этот весьма высокий показатель убеждает в том, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны (при такой-то территории!) могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений (с учетом потребностей туристов).

Для сравнения: оцененный специалистами туристский потенциал любимой россиянами Турции составляет 38,4%, Греции - 35, Италии — 49, Франции, Испании и Германии — чуть более 50% (естественно, показатели отдельных районов и областей могут быть значительно выше).Наиболее привлекательной для массового иностранного и российского туриста в ближайшие 3—5 лет при прочих равных условиях, по-прежнему останется южная курортная область, инвестиции в которую оцениваются в объеме не менее 2,5 млрд долларов США.

Высоким потенциалом, требующим инвестиций, характеризуются Центральная, Северная и Поволжская территории, которые за счет комплекса своих особенностей способны привлечь значительные туристские потоки.
сущность страхования
правовое регулирование
методология расчетов
страхование в МЭО
участники страхования
Формы взаимодействия участников страхования:
элементы страхования
Copyright 2011-2020 © Страхование