Неправомерные действия в сфере страхования довольно
разнообразны. Мошеннические действия со стороны страховщиков
можно разделить на две условные группы. К первой следует отнести
страховую деятельность фирм, созданных с нарушением действующего
законодательства по регистрации, лицензированию, образованию
уставного капитала и т.п.
Такие страховые организации можно назвать фиктивными, или
лжекомпаниями. Мошеннические действия второй группы страховых
фирм связаны с осознанной выдачей страхователям
полудействительных («липовых») страховых полисов, из которых
недобросовестный страховщик исключает неудобные для себя пункты,
чтобы турист не мог впоследствии получить страховую выплату, а
он, страховщик, имел лазейки для ухода от ответственности.
Поэтому, перед тем как подписать страховой полис, проверьте, все
ли реквизиты страхового полиса, предусмотренные условиями
лицензирования, имеются в предложенном документе. Обратите также
внимание на заявленный в учредительных документах юридический
адрес страховой организации, чтобы не «потерять» ее. В ст. 52,
54 ГК РФ и п. 5 ст. 32 Закона РФ о страховании местом нахождения
юридического лица признается юридический адрес, об изменении
которого страховая организация обязана своевременно сообщить в
Департамент страхового надзора. Здесь приведены лишь наиболее
массовые и характерные неправомерные действия недобросовестных
страховщиков по отношению к страхователям. На самом деле их
значительно больше и они более завуалированы. Поэтому, прежде
чем заключать договор страхования, следует убедиться в
надежности страховой компании.
Для этого необходимо: установить законность деятельности
страховой компании, т.е. проверить факт регистрации, получения
лицензии, ознакомиться с учредительными и иными документами для
выявления возможных признаков подделки печатей и штампов,
подписей, текста, изготовления документов методом
ксерокопирования и монтажа; определить финансовое положение
страховой компании; проверить репутацию; выяснить личные
качества руководителей; тщательно ознакомиться с условиями и
правилами страхования, обратив особое внимание на заключение
договора страхования и оформление страхового полиса.
Опасности мошенничества подстерегают и страховщиков. Исходящие
от страхователей, они могут проявляться на этапе заключения
договора, в процессе исполнения при страховой выплате. Наиболее
распространенные приемы таких действий при имущественном
страховании таковы: заявление страховой суммы выше
действительной стоимости объекта страхования; многократное
одновременное страхование объекта у нескольких страховщиков;
утаивание обстоятельств, имеющих значение для определения
страхового риска; фальсификация наступления страхового риска;
завышение требования о возмещении ущерба.
При личном страховании могут иметь место факты фиктивного, с
участием врачей, оформления несчастных случаев, исправлений дат
получения травм, ожогов, страхований одного лица в нескольких
страховых компаниях, страхования жизни умерших людей и др.
Нередки случаи и мошенничества внутрифирменного, а также в сфере
обязательного страхования. Надежная защита страховщиками своего
бизнеса возможна при объединении их усилий по противодействию
злоупотреблениям, взаимодействии с контролирующими,
правоохранительными и другими государственными органами, а также
в результате проведения страховой экспертизы, обследований,
проверки потенциальных клиентов, тщательного анализа
статистических, иных данных. Защитить нарушенные имущественные
права как страховщиков, так и страхователей можно путем
обращения в суд, а при наличии признаков преступления — в органы
внутренних дел. Они должны провести всестороннюю и полную
проверку и в случае установления признаков преступления решить
вопрос о возбуждении уголовного дела и проведении дознания или
предварительного следствия.
Таким образом, туристы и турфирмы должны четко осознавать, что,
несмотря на противоправные действия злоумышленников, ситуация не
столь безнадежна и существуют реальные возможности для
предупреждения и выявления преступных намерений, а также для
предотвращения негативных последствий. Однако успех не придет
сам собой. Важно своевременно определить факторы опасности и
организовать работу по проверке, изучению потенциальных
партнеров и клиентов. А главное, не «попасться на удочку»
недобросовестных страховщиков и страхователей поможет твердое
знание законодательных и нормативных правовых актов,
регламентирующих страховую деятельность.
|