Этот вид как отрасль страхования известен достаточно давно.
Однако наиболее интенсивно начал развиваться, когда
законодательством большинства стран принцип имущественной
ответственности стал все шире распространяться на случаи
безвиновного причинения вреда.
Это связано прежде всего с использованием сложных машин,
механизмов, технологических процессов, не полностью
подконтрольных человеку и способных причинить ущерб без вины их
владельца. В конце прошлого века западное законодательство в
основном приняло принцип ответственности предпринимателя
(предприятия) за смерть работника или причинение увечья на
производстве без учета вины предпринимателя. В результате
перенесения рисков предпринимателей на страховые общества и
возникло современное страхование гражданской ответственности.
Интенсивное развитие всех видов транспорта также способствовало
расширению сферы применения института безвиновной
ответственности. Возникло понятие источника повышенной
опасности, владелец которого несет ответственность и без вины, а
от ответственности освобождается лишь в случаях, когда докажет,
что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла самого
потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ). Законодательство ряда стран
предусмотрело обязательное страхование ответственности
владельцев некоторых источников особо повышенной опасности из-за
широкой распространенности либо масштабности возможного ущерба.
Многие виды ответственности подлежат обязательному страхованию.
Практически во всех развитых западных странах введено
обязательное страхование ответственности владельцев
автотранспортных средств, воздушных судов, производителей
медицинских препаратов и др. Однако СО в практике российских
страховщиков — сравнительно новая отрасль страхования.
До последнего времени в нашей стране оно ограничивалось
проведением Ингосстрахом добровольного страхования гражданской
ответственности для иностранных владельцев средств транспорта (в
том числе туристов) на время пребывания на российской
территории, а также аналогичного страхования выезжающих за
границу с различными целями наших граждан. Кроме того,
Ингосстрах проводил страхование ответственности чартерных рейсов
на время пребывания в иностранных водах, обслуживал
организаторов различных выставок, круизов и т.п.
СО приобретает особую популярность в связи с увеличивающимся
выездом наших туристов за рубеж, а пропорционально этому —
числом наносимых ими ущербов обслуживающим организациям
(гостиницам, ресторанам, культурно-увеселительным заведениям и
т.п.), физическим лицам (гражданам страны посещения,
автомобилистам) или в связи с жалобами самих туристов на
невыполнение контрактов и договорных обязательств со стороны
туристских организаций и перевозчиков — воздушного,
железнодорожного, водного, наземного видов транспорта.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 1997 г. №
157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
объектами отрасли «страхование ответственности» туристских фирм
и туристов (далее — страхователей) могут быть не противоречащие
законодательству РФ имущественные интересы, связанные с
возмещением причиненного ими вреда личности или имуществу
физического лица, а также юридическому лицу.
|