Термин «маркетинг» означает систему мероприятий по изучению
рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью
расширения рынка сбыта товаров и услуг.
Он получил официальное признание в 1935 г., со времени введения
в терминологию преподавателями Национальной ассоциации экономики
США. В дальнейшем в это понятие стал вкладываться более широкий
смысл. Например, с точки зрения менеджмента маркетинг — это
совокупность принципов, методов и средств управления по
разработке новой продукции, сбыту товаров, предоставлению услуг,
рекламе и ценообразованию на основе комплексного учета
происходящих на рынке процессов. Маркетинг как метод управления
коммерческой деятельностью страховых компаний, а также
исследования рынка страховых услуг появился в России
сравнительно недавно, в начале 90-х гг.
Примерно в это же время идеи маркетинга стали проникать и в
область туризма. Страховая услуга — это товар, в котором
страховщик продает свое обязательство возместить возможный ущерб
страхователю при наступлении страхового случая. Страхователь
платит страховщику за это обязательство определенную сумму в
виде страхового взноса (платежа, премии), которая выражается в
величине страхового тарифа. Маркетинг как интегральный метод
исследования и воздействия на страховой рынок используется в
основном при рыночной экономике с целью получения максимальной
прибыли (в отличие от социального страхования).
В настоящее время наибольшее распространение получили два
смысловых значения маркетинга. Первое определяет его как одну из
основных функций страховой компании - сбытовую. Второе
рассматривает маркетинг как комплексный подход к вопросам
организации и управления всей деятельностью страховой компании.
При такой интерпретации термин «маркетинг» может быть определен
как ряд функций страховой компании, включающих планирование,
рекламирование, аквизицию, реализацию страховых полисов и т.п.
Анализ деятельности страховой компании в условиях рыночной
экономики показывает, что целый ряд направлений и функций
маркетинга является общим в деятельности различных страховщиков.
К ним относятся: ориентация страховой компании на конъюнктуру
рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий
страхования к отдельным его видам и потенциальным страховым
интересам (страхование в туризме, экологическое, уфологическое,
инфляционное и др.).
Исходя из этой концепции и теории применения маркетинга, его
процесс может быть сведен к двум основным функциям: формированию
спроса на страховые и туристские услуги; удовлетворению
страховых и туристских интересов. С точки зрения экономической
теории формирование спроса — это целенаправленное воздействие
(реклама, выставки и т.п.) на потенциальных покупателей с целью
повышения спроса до желаемого уровня. Применительно к страховому
рынку эта функция включает в себя целый ряд мероприятий по
привлечению клиентуры потенциальных страхователей к услугам
данного страхового общества или страховой компании.
В этом случае страховой компанией используются все дозволенные
методы и средства (целенаправленная реклама; дифференциация
тарифов на страховые услуги; организация выставок, презентаций;
предложения страховых услуг с различными формами торгового,
технического, юридического обслуживания и др.).
Стратегия и тактика маркетинга заключаются в данном случае не
только в овладении страховым рынком, но и в осуществлении
постоянного контроля за формированием спроса, чтобы в нужный
момент перестроить стратегические программы и тактику
конкурентной борьбы. Удовлетворение страховых интересов
реализуется с помощью высокой культуры страхового обслуживания,
четкой организации работы страховой компании, поддержания имиджа
страховщика и проч.
Культура страхового обслуживания начинается с формального акта
встречи и беседы работника страховой компании или его
представителя (агента) с потенциальным страхователем, оформления
заключенного договора, купли-продажи страхового полиса. Главное
для большинства страховых компаний - в том, что любой их
посетитель или клиент страхового агента является потенциальным
страхователем.
От того, как встретят его в страховой компании, как будет вести
с ним разговор страховой агент, какое впечатление произведет на
него интерьер офиса, в немалой степени зависит, станет ли этот
посетитель страхователем данной компании или уйдет к конкуренту.
Поэтому в службе маркетинга страховое обслуживание на высоком
уровне — одно из основных слагаемых успеха, залог удовлетворения
интересов потенциальных страховщиков. Основополагающий принцип
страховщиков и всей сферы обслуживания: клиент всегда прав.
Однако следует заметить, что повышение уровня сервиса и его
мотивации неизбежно требует увеличения затрат на содержание
страховой компании. Поэтому среди основных задач ее руководства
— нахождение оптимального соотношения между уровнем обслуживания
и экономическими факторами, связанными с затратами на него. В
свою очередь, задачей службы маркетинга страховщика является
определение закономерностей соотношения экономических факторов
обслуживания (величина страхового тарифа, бонуса). Если спрос на
страховые услуги начинает падать, служба маркетинга страховщика
выявляет причины и принимает меры по их устранению. Такими
мероприятиями могут быть улучшение имиджа страховой компании,
пересмотр величины страхового тарифа, повышение качества
обслуживания и т.п.
Поскольку одним из основных компонентов маркетинга является
продажа страховых полисов (заключение договоров страхования) и
так называемый промоушн (содействие в продаже), то для
маркетинга необходимы точные знания: потребностей потенциальных
страхователей (например, востребовано ли страхование от
невозможности совершения туристской поездки); сложившейся на
рынке страховых услуг ситуации (сколько и каких компаний
работает на рынке страхования путешествующих); состояния и
тенденций экономического и социального положения в регионе
(«среднедушевой» доход, половозрастной состав населения и т.п.);
возможности успешной работы страховой компании в данном регионе
и в сложившихся условиях (создавать ли страховое общество,
дочернюю фирму или представительство). Маркетинг страхования,
следовательно, при оценке существующей ситуации на рынке
страховых услуг должен исходить из того, сколько страховых
компаний действует в данном регионе, какова сфера оказываемых
ими услуг (видов страхования), каковы социальные слои населения,
их благосостояние и т.п.
При оценке потенциального страхового поля (максимального
количества объектов — потенциальных туристов, автотуристов),
которое может быть охвачено страхованием, службой маркетинга
должны быть выявлены демографические, социальные, эко
комические, психологические и другие особенности региона.
Выясняют ся также доходы семей, число коммерческих организаций,
наличие учебных заведений по профилю туризма, автоспорта и т.д.
Следовательно маркетинг - это деятельность не только по учету
сложившегося спрос; на страховые услуги, но и по формированию
страхового спроса в определенной отрасли страхования (личного,
имущественного, ответственности). Составная часть маркетинга -
проведение социологических и социально-демографических
исследований (изучение страховых интересов физических и
юридических лиц посредством опроса населения и организаций). Они
могут быть сплошными или выборочными, с помощью анкетирования
или устными с индивидуальным опросом и т.д.
Важным элементом маркетинга является система его организации,
представляющая собой структурное построение управления
маркетинговой деятельностью, устанавливающее подчиненность и
ответственность за выполнение тех или иных мероприятий.
Структура маркетинга — конкретное сочетание его элементов для
достижения цели. Система организации маркетинга в страховом деле
может формироваться по видам страхования, т.е. по выделению
секторов личного, имущественного страхования и страхования
ответственности.
Система организации маркетинга — это постоянно действующая
взаимосвязь людей (менеджеров, страховых агентов, брокеров и
др.); непрерывный поток информации, обеспечивающий анализ,
оценку и оптимальный выбор решений для осуществления
маркетинговых мероприятий. В настоящее время создаются системы
маркетинга на основе компьютерных технологий с использованием
информационных баз данных, различных экономико-математических и
экономико-статистических методов, применяемых для обработки
маркетинговой информации. На базе обработанной информации
создается научно обоснованная концепция анализа и учета
требований страхователей — как физических, так и юридических
лиц.
В соответствии с разработанной концепцией формируется сбытовая
система «страховой продукт - реклама — аквизиция — страховой
рынок». Система маркетинговой информации страховщика не
замкнута, а развивается по спирали, требуемые виды и условия
страхования постоянно совершенствуются, обновляются в
соответствии с изменяющейся ситуацией на страховом рынке.
Система маркетинговых мероприятий всегда должна учитывать и тот
факт, что возможности страховых организаций, созданных в виде АО
(САО, АСО и др.), во многом определяются составом их
учредителей.
Она предопределяет, какой страховой компании будет отдан
приоритет при заключении договоров страхования в сфере
деятельности. Практический маркетинг страховщика опирается на
следующие основные принципы: глубокое изучение конъюнктуры
рынка; сегментация страхового рынка (выделение секторов по видам
страхования: жизни, здоровья, имущества, ответственности);
гибкое реагирование на запросы страхователей (анализ и учет
социально-демографических, региональных и других факторов);
инновация (совершенствование, модификация, приспособление
страховых продуктов (услуг) к требованиям туристского рынка).
Пример. Фирма — явно выраженный туроператор. Продвижение своего
продукта она должна строить в основном на акциях директ-маркетинга (почта, Интернет, факс), сейлз-промоушн (главным
образом выставочная деятельность и технология продаж), на
поддерживающей консолидированной рекламе для агентств и
собственной в профессиональных изданиях, а также на акциях
паблик рилейшнз (связь с общественностью), в которых она
демонстрирует себя опытным, но вместе с тем очень гибким
участником рынка. Если фирма работает с конечными клиентами, то
особое внимание уделяется (помимо качества турпродукта)
сейлз-промоушну применительно к продажам частным лицам (скидки,
сувениры, дисконтные программы), акциям директ-маркетинга по
отношению к своим клиентам (поздравления с праздниками,
формирование новых программ), а также оформлению офиса и
наружной рекламе, а также активной рекламе в СМИ.
Все возрастающее значение маркетинга в страховании обусловливает
целесообразность и необходимость введения в структуру страховой
компании службы маркетинга. Она должна объединять действия
страховой компании в области рекламы, изучения и освоения
страхового рынка, формирования тарифов и видов услуг,
определения перспектив развития страховой компании и т.п.
Согласно исследованиям ведущих экономистов в области страхования
ряда зарубежных стран и РФ традиционное разделение
страховой компании на функциональные управления, отделы, секторы
по роду их деятельности не всегда соответствует тем требованиям,
которые предъявляют к страховой компании современные методы
управления. Поэтому предлагается модифицировать службы страховых
организаций системой оперативной цели, ориентированной на
продажу страховых полисов, где координирующим центром должна
быть служба маркетинга.
Ее основные задачи: исследование рынка страховых услуг; реклама
страховых услуг; организационно-массовая работа по продаже
(аквизиции) страховых полисов. Резюмируя сказанное, отметим, что
служба маркетинга создается прежде всего для гибкого
реагирования (приспособления) деятельности страховой компании к
изменяющейся экономической ситуации в стране и на страховом
рынке с целью получения максимальной прибыли от страховых
операций.
Из основной цели страховой компании вытекает, что в задачи
маркетинга входит осуществление ряда действий, с тем чтобы
заинтересовать страхователя в заключении договора именно с
данным страховщиком, а не с его конкурентом.
К таким действиям относятся: сбор, обработка и анализ информации о страховом
рынке, имеющемся спросе на страховые услуги, который не должен
превышать предложение: прогнозирование конъюнктуры на страховые
услуги; изучение потенциальных возможностей страховой компании;
планирование собственной деловой стратегии в соответствии с
состоянием конъюнктуры страхового рынка и т.д.
Другими словами, служба маркетинга страховой компании является
своего рода мозговым центром, генератором рекомендаций по
жизненно важным вопросам текущей и перспективной коммерческой
деятельности страховщика. Определение рынка страховых услуг
является наиболее важным направлением маркетинга. Его изучение и
анализ должны начинаться с изучения спроса на страховые услуги,
мотивации страховых интересов. Необходимо также знать, насколько
эти потребности уже удовлетворены страховыми
компаниями-конкурентами. Выявление потенциального спроса на
страховые услуги должно начинаться с изучения местного (город,
район и т.п.), а затем внешнего страхового рынка (регионы,
области, страны ближнего зарубежья).
В итоге анализу должны подвергаться ситуации и тенденции
развития мирового туристского рынка (особенности личного,
финансового, имущественного страхования в России и за рубежом).
Вторым по значимости направлением деятельности маркетинга
является анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка.
Под этим понимается совокупность факторов и условий, взятых в их
взаимной связи и дающих представление о состоянии страхового
рынка в данный момент. Ведется это в разрезе отдельных
региональных рынков, его обособленных сегментов, в
географических регионах с позиций социально-демографического
состава потенциальных страхователей и их платежеспособности.
Результаты анализа используются для разработки краткосрочных и
долгосрочных прогнозов. Третье важное направление деятельности
страхового маркетинга - изучение возможностей
компаний-конкурентов. Для этого на каждую из них заводится
специальное досье, собираются данные официальной статистики
(публикации балансов страховых компаний, данные
Росстрахнадзора, интервью руководителей и т.п.) - Это
выполняется системой оперативной цели, ориентированной на
продажу страховых полисов, координационным центром которой
является служба по отбору и анализу конфиденциальной информации,
полученной из различных источников.
Все это позволяет делать экспертные прогнозы поведения
конкурентов на страховом рынке, судить о емкости и степени его
освоения страховщиками по видам страхования. На основании
анализа информации по состоянию спроса на страховые услуги и с
учетом собственных финансовых возможностей страховая компания
разрабатывает план деловой стратегии по освоению страхового
рынка, который включает следующие направления: определение
стратегии на данный период; отбор наиболее перспективных видов
страхования; выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг
(образование филиалов, дочерних фирм, представительств и т.п.);
установление стимуляторов спроса на услуги (снижение тарифов,
предоставление бонуса и др.); выбор инструментов конкуренции
(реклама, комиссионные вознаграждения и т.п.).
|